Деревянная игрушка Кузя Тут Развивающая игра Катамино Катамино (кит.卡塔米诺, пиньинь qiǎ tǎ mǐ nuò, досл. перевод с кит. «бросая вызов золотому уму») – это древняя настольная игра-головоломка для развития пространственного и логического мышления, состоящая из фигур, которые складывают определенным образом для получения более сложной фигуры, обозначающей геометрическую фигуру, человека, животное, букву, цифру и т.д. Пентамино́ (от др.-греч. πέντα пять, и домино) — фигура, состоящая из пяти одинаковых кубиков (полимино), соединённых между собой сторонами. Полимино в том или ином виде использовались в настольных играх и головоломках задолго до создания таких игр, как «Тетрис» или «Пентамино». Такие развивающие пособия, как квадраты Никитина, рамки Монтессори - отрабатывают повороты фигур. А в «Катамино» фигуры можно не только поворачивать, но и переворачивать – ребёнок знакомится с 3D пространством. Олимпиадные задачи по математике начальной школы содержат в себе задания аналогичные «Катамино». Игра - танграм формата 3D заставляет мозг ребёнка анализировать непривычным для него способом и, поэтому, отлично его развивает. История Катамино ведёт своё происхождение от игры Танграм, которая, в свою очередь, происходит от яньцзиту (燕几圖) — вида мебели, появившегося во времена империи Сун. Мебель яньцзиту претерпела некоторые изменения за время правления династии Мин, а в дальнейшем превратилась в набор деревянных фигурок для игры. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать ограниченное количество фигур, и второе — фигуры не должны накладываться друг на друга. В Катамино соблюдаются те же правила, только сами фигуры построены по типу игр «Тетрис» и «Пентамино». Удивительные факты Хотя танграм часто считают изобретением глубокой древности (Стомахион), первое печатное упоминание о нём встречается в китайской книге, изданной в 1813 году и написанной, очевидно, в правление императора Цзяцина. Появление танграма на западе относят не ранее чем к началу XIX столетия, когда эти головоломки попали в Америку на китайских и американских судах. Старейший такой экземпляр, подаренный сыну американского судовладельца в 1802 году, сделан из слоновой кости и хранится в шёлковом футляре. Слово «танграм» впервые было использовано в 1848 году Томасом Хиллом, в дальнейшем президентом Гарвардского университета, в его брошюре «Головоломки для обучения геометрии». Писатель и математик Льюис Кэрролл считается энтузиастом танграма. У него хранилась китайская книга с 323 задачами. У Наполеона во время его изгнания на остров Святой Елены был набор для танграма и книга, содержащая задачи и решения. Фотографии этого набора содержатся в книге Джерри Слокума The Tangram Book. Книга Сэма Лойда «Восьмая книга Тан» (англ. The Eighth Book Of Tan), вышедшая в 1903 году, содержит вымышленную историю танграма, согласно которой эта головоломка была изобретена 4 тысячи лет назад божеством по имени Тан. Книга включает 700 задач, некоторые из которых неразрешимы. Интерес к фигурам домино, тримино, тетрамино и пентамино в СССР возник благодаря книге С. В. Голомба «Полимино» (издательство «Мир», 1975 год). В частности, «Пентамино» было настолько популярно, что в «Науке и жизни», начиная с 1960-х годов, был постоянный раздел, посвящённый составлению фигурок из набора пентамино, а пластмассовые наборы пентамино иногда продавались в магазинах. Виды и количество фигур Всего существуют 12 различных фигур (элементов) пентамино, обозначаемых латинскими буквами, форму которых они напоминают. Считается, что зеркальная симметрия и вращательная симметрия не создают новых фигур. Но, если считать и зеркально отражённые фигуры, то их число увеличится до 18. Такое различие имеет значение, например, в компьютерной игре, вариации «Тетриса» — «Пентиксе». Почему форма доски 5х12 Самая распространённая задача в «Пентамино», используя только фигуры пентамино в кол-ве 12 шт., — сложить из всех фигурок, без перекрытий и зазоров, прямоугольник. Поскольку каждая из 12 фигур включает в себя 5 квадратов, то прямоугольник должен быть площадью 60 единичных квадратов. Возможны прямоугольники 6×10, 5×12, 4×15 и 3×20. Для случая 6 × 10 эту задачу впервые решил в 1965 году Джон Флетчер. Существует 2339 различных укладок пентамино в прямоугольник 6×10, не считая поворотов и отражений целого прямоугольника, но считая повороты и отражения его частей. Для прямоугольника 5 × 12 существует 1010 решений, 4 × 15 — 368 решений, 3 × 20 — всего 2 решения. Поэтому, доска для игры Катамино и имеет форму 5 х 12. Правила «Катамино» от команды разработчиков «КузяТут» представляет собой головоломку для детей и взрослых, построенную на использовании геометрических фигур «пента-мино» — 10 шт., «до-мино» - 2 шт., «поли-мино» - 6 шт. Перед игроком стоит задача полностью заполнить часть прямоугольного игрового поля фигурами из заданий. Чем больше в игре используется фигур, тем сложнее и интересней становится игра. К трём годам малыш должен освоить третий уровень игры, к четырём - четвертый уровень и так далее. В игре несколько уровней сложности: очень простой для трехлеток; простой - с четырех лет; сложности начинаются с 6 уровня и дальше идут по восходящей; собрать восьмой уровень (для детей от 8-9-ти лет) способен не каждый взрослый. Последовательность заданий подробно описывается в таблицах. Заданий очень много: от самых простых до очень сложных даже для взрослого. Также, игрокам предлагается складывать из брусков различные фигуры (геометрические или животных). Фигуры можно взять из предлагаемых образцов или придумать самим - зависит от возраста ребёнка. Строительные бруски также можно использовать как конструктор или строить из них башни. Для двух игроков Чтобы играть вдвоем, нужно установить разделитель посередине игрового поля. Затем, участники берут определенное количество фигур (равное количество больших, средних брусков и кубиков) и стараются заполнить этими фигурами игровое поле. Побеждает игрок, первым заполнивший свою сторону поля. Количество деталей: 18 шт. Срок годности, рекомендованный производителем, 10 лет.