Кузя Тут Развивающие карточки-говорилки Ритмичность заложена в человеке самой природой: режим дня, смена времен года. Характерные особенности ритма – это внутренняя упорядоченность повторяемость, размеренность и предсказуемость. Эти особенности ритма с успехом используются на занятиях по развитию речи малыша. Уже с полутора-двух месяцев ребёнок начинает гулить – произносить так называемые «псевдоречевые» звуки. Сначала появляются гласные звуки, а затем – сложные комплексы звуков, похожие на «агу», «ага», «уги» и т.д. Длится этот период примерно до 6 месяцев, и с этого возраста в норме гуление плавно перетекает в лепет (если у ребенка сохранен слух и интеллект). В период лепета ребёнок повторяет за взрослым и произносит самостоятельно отдельные слоги и цепочки слогов, содержащие гласные и простые согласные: па-па, ма-ма, га-га, бу-бу и т.д. Продолжается период лепета до 10-12 месяцев. Ма , ба, па, та, да, ка, га – это - самые простые слоги для произношения. Поэтому с них и следует начинать обучение по пособию «Карточки Кузятут». Как заниматься? Возьмите пять карточек, зачитайте их и внимательно рассмотрите с малышом рисунки. Расскажите ребенку, что изображено на картинке, задавайте малышу вопросы и ждите в ответ его вовлеченности – лепет, гуление или улыбку, после этого отвечайте на вопрос сами, если малыш не говорит. Где уточки плавают? (Ждем реакцию) Правильно, уточки плавают – в пруду! Умница! Когда все карточки проговорите и рассмотрите (каждый день закрепляем уже изученные карточки и добавляем три новых), приступайте к выполнению заданий на обратной стороне карточек. Не все за раз, а так же, дозированно. Важно прекратить занятие до того, как малыш устанет. Важные правила: При чтении слоговых дорожек стремитесь к ярко выраженной артикуляции, максимально четкому произнесению звуков, делайте акцент на гласных. Ребёнку должно быть хорошо видно ваши губы, для лучшего эффекта накрасьте губы яркой помадой. Для знакомства с карточками выберете благоприятный момент, когда малыш в хорошем настроении. Возьмите в руки первую карточку (например, ма-ма-ма) и привлеките к ней внимание малыша. С первой карточкой малыша может познакомить любимый персонаж, например, плюшевый медвежонок или кукла. Зачитайте рифмовку сделав акцент на повторяющихся слогах и на последнем слове. Подключаем движения: Зачитайте стишок, но на этот раз соедините слова с действиями: Ма-ма-ма (хлопаем в ладоши), С этим справлюсь я сама (складываем ладони себе на грудь ) В следующий раз предложите малышу повторить действия за вами. Если кроха не против, можете помочь ему выполнять движения. Занятия можно проводить перед зеркалом, чтобы малыш мог видеть ваши и свои движения. Меняем порядок: В следующий раз поменяйте местами строки, сделав паузу перед повторяющимися слогами… дайте малышу возможность закончить фразу, если кроха пока затрудняется, широко улыбнувшись проговорите конец фразы сами: ма-ма-ма. Чем чаще – тем лучше: Проговаривайте рифмованные строчки из карточек как можно чаще, приобщите к этому всех членов семьи – когда ребенок слышит одну и ту же речевую информацию от разных людей – у него быстрее и лучше развивается фонематический слух. Сначала мы знакомим ребенка с текстом, многократно повторяя его, одновременно показывая необходимые движения, а ребенок наблюдает и запоминает – главное, чтобы текст стал знакомым, узнаваемым, «своим». Только после этого ребенок вовлекается в игру, и становится возможным побуждение его к использованию им активной речи: ребенок учится повторять за взрослым необходимые движения, проговаривать слова и фразы из текста. Для этого при чтении взрослый делает паузы, давая ребенку возможность договорить слова знакомого текста. Сначала ребенок может назвать последнее слово в строке, в последующем он сможет договорить два последних слова, а потом и целую строку. Количество карточек в день: Рекомендованное количество карточек в день варьируется в зависимости от усидчивости малыша. Если у вас настоящий непоседа, начинайте с пяти карточек в день. В течение дня не менее 5 раз четко и громко проговаривайте ребёнку эти слоги. И каждый день прибавляйте по три карточки, не забывая закрепить предыдущие «изученные». Если кроха любит послушать мамины рассказы, то начинайте показывать по 7 карточек в день. И каждый день сначала закрепите 7 изученных, а потом добавляйте ещё 3 новых. Если заметили, что малыш начал отвлекаться-сделайте перерыв. С какого возраста заниматься?⠀ Занятия с карточками рекомендуется начинать с детками от 5 месяцев для формирования речи. ⠀ Детям трёх-четырех лет карточки помогают улучшить произношение слов, отработать звуки и чистоговорение. Чтобы речь ребенка активно развивалась, необходимо создать дома развивающую среду. Как можно больше говорите с малышом, комментируя все жизненные ситуации, режимные моменты и игры малыша на протяжении дня. Например, на прогулке: Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик начался. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал – и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот красный лист. А этот лист какого цвета? Желтый листик. Много листьев. Покажи, как много листиков. И т.д. И, конечно же, читайте ребенку книги. Приятных вам занятий!