Кузя Тут Развивающие карточки Звукоподражалки Как только у малыша начинает формироваться речь, необходимо побуждать его к общению и учить ребёнка подражать звукам, которые он слышит в жизни. Процесс звукоподражания подразумевает повторение условных звуков, издаваемых животными, людьми, предметами неживой природы. Карточки для звукоподражания помогут познакомить малыша с данными звуками. Bключение методики звукоподражания в работу по развитию речи способствует профилактике нарушений звукопроизношения, позволяет ребёнку быстрее освоиться в системе родного языка. Регулярные занятия с малышом при использовании ярких картинок способствуют запоминанию самих предметов и исходящих от них звуков. В результате регулярных занятий у ребёнка повышается речевая активность, совершенствуется артикуляция звуков, улучшается четкость и ясность произношения слогов и слов. Карточки актуальны для детей от 4-х месяцев. Важные правила: При чтении слоговых дорожек стремитесь к ярко выраженной артикуляции, максимально четкому произношению звуков. Ребёнку должно быть хорошо видно ваши губы, для лучшего эффекта накрасьте губы яркой помадой. Для знакомства с карточками выбирете благоприятный момент, когда и вы, и малыш в хорошем настроении. Как заниматься? Возьмите в руки первую карточку (например, «Самолёт») и привлеките к ней внимание малыша. С первой карточкой малыша может познакомить любимый персонаж, например, плюшевый медвежонок или кукла. Покажите малышу карточку с самолётом: «Смотри, какой самолёт летит!». Рассмотрите с ребёнком рисунок. Смотри, это крылья самолета, это его хвост, а вот – окошки – показывайте малышу всё, что видите на картинке. Зачитайте рифмовку на обороте карточки: В небе самолёт летит, и мотор его гудит: «У-у-у». Произносите звук «У-у-у» выразительно и эмоционально. Спросите у ребёнка: «Как самолёт гудит?» (выдержите паузу 5 секунд) и, если кроха не готов повторить, скажите сами: «У-у-у». На следующем занятии снова повторите рифмовку. Во время зачитывания рифмовки водите карточку с самолётом по воздуху – самолёт летит «У-у-у». После этого спросите малыша: Как самолёт гудит? На прогулке, если увидите самолёт- обратите на него внимание малыша: ‘‘Смотри, самолёт летит «У-у-у»!’’ Аналогично знакомьте ребёнка с остальными карточками: 1. Сначала внимательно рассматривайте с малышом картинку и комментируйте, что на ней изображено; 2. Зачитайте карточку с лицевой стороны «Кошка мяукает «Мяу-мяу»»; 3. Теперь можно зачитать стишок и, в зависимости от возраста малыша, задать ему вопросы, расположенные на обратной стороне карточки. Если кроха ещё не отвечает вам – задавайте вопросы вслух и, после небольшой паузы, выразительно четко отвечайте на них сами. После знакомства с самолётом положите перед малышом три карточки, среди которых есть карточка с самолётом, и попросите найти среди них самолёт. Секреты эффективных занятий: Для лучшего запоминания звукоподражаний, можно обыгрывать диалоги между животными. Например, взять две карточки-свинку и барашка: прибежала свинка и сказала: «Хрю-хрю, привет, барашек»! А барашек ей говорит: «Бе-е-е, куда ты бежишь, свинка? А свинка отвечает: «Хрю-хрю, бегу домой, к своим поросяткам». Если у вас есть фигурки животных или мягкие игрушки – будет здорово показать малышу настоящий спектакль, включая в него звукоподражания. Чтобы малыш лучше усвоил значения изучаемых слов-действий, взрослый не только произносит слово, но и демонстрирует движение или действие, которое оно обозначает, побуждая малыша повторить движение за ним (в том случае, когда это возможно) – «Маша хлопает в ладошки «Хлоп-хлоп»» - одновременно с озвучиванием мама хлопает в ладоши. Такой интерактивный подход очень нравится малышам и является дополнительным стимулом для развития речи. Закрепляем эффект: Закрепляйте звуковые дорожки из карточек в жизни – изучили карточку про часы –покажите малышу настоящие часы – дайте послушать, как тикает стрелка: тик-так! На улице дует ветер, обратите на это внимание ребёнка – смотри, как качаются деревья, это их качает ветер, ветер дует: У-у-у. А вот ворона пролетела! Слышишь, как кричит: Кар-кар! Когда моете ручки, проговаривайте: водичка льется‘‘буль-буль’’. Превратитесь в постоянно вещающее радио. Озвучивайте всё, что видите. Шесть дней в неделю всё комментируем – на седьмой день отдыхаем и даем ребенку возможность отдохнуть от ваших комментариев. Это очень важный момент, мозгу необходимо закрепить и разложить по полочкам всю информацию. Варианты игр с карточками: Прятки. Спрячьте карточку, например, с изображением машины: ‘‘«Би-би», где-то в комнате’’-и предложите малышу её найти. Правила похожи на игру «горячо-холодно» - чем ближе малыш подходит к месту, рядом с которым лежит карточка «Би-би», тем громче вы начинаете произносить «БИИ-БИИ!», если малыш отходит всё дальше от места спрятанной карточки – вы всё тише, почти шепотом начинаете говорить «би-би». Задача для крохи – найти карточку. Аналогично поиграйте с остальными карточками, произнося тот звук, который указан на карточке. Перед игрой обязательно покажите малышу карточку, которую будете прятать и зачитайте стишок в ней. Закончите игру до того, как она надоест малышу. Одной карточки для первого раза будет достаточно. Кто громче? Кто дольше? ‘‘У кого громче самолёт летит- у меня, или у тебя?’’ – предложите малышу по очереди погудеть: «У-у-у». По аналогии поиграйте с другими звуками. Карточка «Жук». Посоревнуйтесь с ребёнком, чей жук дольше жужжит. «Ж-ж-ж»! Также посоревнуйтесь в произнесении остальных звуков. Позволяйте малышу выиграть первый раз, чтобы ощутить радость успеха. Угадайка! Игра для деток постарше: угадай, что/кто издаёт этот звук? Вы говорите: «Би-би», - а малыш должен угадать, что это - машина. Вы каркаете: «Карр» - малыш должен угадать, кто так говорит – ворона. И так далее. Задание для деток 3+: Найди на карточках Олю. Найди на карточках Машу. Найди на карточках Катю. Теперь разложи карточки в четыре стопочки: 1. Карточки, на которых изображена Оля; 2. Карточки, на которых изображена Маша; 3. Карточки, на которых изображена Катя. 4. Карточки, на которых нет людей. Предлагая ребёнку доступный речевой материал в виде звукоподражаний, мы помогаем ему быстрее освоить главный инструмент познания и коммуникации – речь! Занимайтесь и развивайтесь с удовольствием! Важная информация: чтобы понять, сколько слов насчитывает активный словарь малыша, важно помнить, что словами считаются все речевые проявления, даже если в понимании взрослых они «не дотягивают» до настоящих слов. Главное, чтобы они выполняли функцию речи. Ребенок вкладывает в свои «слова» смысл (иногда сразу несколько значений) и использует эти «слова» в ходе речевого общения. «Би-би» – это слово, «ка» – если это вилка, конфета или какой-то другой предмет, это тоже – слово.